Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резерв на оплату отпусков в бюджете». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В общем случае подобный резерв целесообразно формировать в случае, когда отпуска персоналу в течение календарного года предоставляются неравномерно: например, все или большая часть работников уходят в отпуск в летнее время – с мая по сентябрь.
Инструкция № 157н не обязывает учреждения закладывать такие расходы на будущее, но, учитывая рекомендации Минфина России (письмо № 02-07-07/28998 от 20.05.2015) формировать резервы все-таки стоит для некоторых видов затрат:
- штрафных санкций/пеней/компенсаций;
- выплат за предстоящие отпуска по фактически отработанному времени;
- компенсаций за неиспользованные работниками отпуска, в том числе суммы за социальное страхование;
- финансовых обязательств, которые могут возникнуть в силу реструктуризации или ликвидации учреждения;
- резервы на гарантийное обслуживание;
- иных обязательств, для которых нельзя установить точную сумму и/или время исполнения.
В каждом учреждении может быть свой перечень предстоящих расходов. Важно, чтобы он был зафикисрован в учетной политике с указанием вида резерва, даты его создания, периодичности расчета (раз в месяц, квартал или год) и пр.
Резерв на оплату отпусков: проводки по использованию
Проверка задолженности по налогам — это способ избежать ареста счетов организации. Чтобы не допустить негативных последствий, необходимо не только своевременно рассчитываться по обязательствам перед бюджетом, но и контролировать поступление средств. Ведь не всегда организацию уведомляют о долге.
В настоящее время в большинстве бюджетных и автономных учреждений осуществляется несколько видов деятельности, поэтому заработная плата может начисляться по каждому из них.
Обратите внимание, что компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые работникам при увольнении, учитываются в составе расходов на оплату труда на основании пункта 8 статьи 255 НК РФ и не уменьшают сумму созданного резерва (письмо Минфина России от 03.05.2012 № 03-03-06/4/29).
В ПБУ 8/2010 обязательства по оплате предстоящих отпусков, в том числе компенсаций за неиспользованные отпуска, не перечислены среди оценочных обязательств.
Учет резерва на счете 401 60 позволяет получить полные и достоверные сведения об обязательствах учреждения по методу начисления, который предусматривает отражение расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства.
Методика 1: персонифицированный расчет
В течение финансового года сформированные резервы списываются по мере подтверждения обязательств и отложенные обязательства также списываются.
Резервы предстоящих расходов и платежей зачисляются на отдельный счет 0 401 60 000 (п. 302 Инструкции № 157н). Анализ потраченных средств по этому счету позволяет учреждению определять резервные суммы, чтобы покрыть отложенные обязательства.
Например, общий фонд зарплаты на очередной год установлен в размере 12 млн руб., предполагаемый размер расходов на оплату отпусков – 1,44 млн руб. Таким образом, процент отчислений в резерв будет равен 12 процентам (1 440 000 руб. / 12 000 000 руб. х 100%), а ежемесячный процент – 1 процент от фонда оплаты труда.
Оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года), исходя из данных количества дней неиспользованного отпуска по сотрудникам на указанную дату, предоставленных кадровой службой.
Следовательно, созданные на счете 40160 по КФО 2 и 5 резервы на оплату отпусков могут оказаться невостребованными.
Все организации, за исключением организаций, которые вправе вести упрощенный бухучет, обязаны создавать в бухучете резерв на оплату отпусков и признавать оценочное обязательство по оплате предстоящих отпусков. Цель создания резерва по отпускам заключается в том, чтобы показать, что на отчетную дату у организации есть обязательство перед работниками по оплате отпусков.
В соответствии с пунктом 302.1 Инструкции № 157н порядок создания резервов (виды резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики.
Статьей 114 ТК РФ гарантировано предоставление ежегодного отпуска работникам с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Минимальная продолжительность такого отпуска составляет 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ).
Резерв на оплату страховых взносов рассчитывается с учетом методики расчета резерва на оплату отпусков.
В соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета учетная политика должна обеспечивать к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская скрытых резервов (требование осмотрительности). В своей работе О. А.
Таким образом, весьма вероятно, что с 2015 года станет обязательным и формирование себестоимости услуг, оказываемых учреждениями в рамках государственного или муниципального задания.
За время реформирования российского бухгалтерского учета были введены несколько ключевых нормативных документов, регламентирующих область бухгалтерского учета.
В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях в обязательном порядке формируется только себестоимость работ и услуг, выполняемых и оказываемых в рамках приносящей доход деятельности.
Очевидно, что производить начисление соответствующих обязательств по каждому работнику очень трудоемко, да и практически невозможно.
Учет резерва отпусков на примере
Для целей налогообложения прибыли применяется термин «Резервы предстоящих расходов на оплату отпусков». Целью создания этого вида резерва в налоговом учете является постепенное и равномерное списание расходов на оплату отпусков работников. Формирование резерва по отпускам является правом налогоплательщика, а не обязанностью, поэтому создавать его можно по желанию.
В том случае, если, допустим, в 2016 году работнику производилась выплата заработной платы за счет КФО 2 (приносящая доход деятельность), а в 2017 году у учреждения поступления по КФО 2 значительно сократились или вовсе отсутствуют, то учреждение все равно будет обязано начислить и выплатить отпускные с учетом начислений по КФО 2, произведенные в прошлом году.
Начиная с 1 января 2011 года формировать оценочные обязательства по оплате отпусков в бухучете должны все организации. Такая обязанность появилась в связи с вступлением в силу Положения по бухгалтерскому учёту «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утверждённого Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н (ПБУ 8/2010).
Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан.
Пять примеров, как рассчитать резервы предстоящих расходов в бухучете
Формирование резерва на восстановление последствий эксплуатации основных средств, включаемой в стоимость основных средств (оценочные значения) – КОСГУ 225. Данное понятие впервые появилось в Инструкции № 157н от 01.12.2010 и описывает суммы, для которых нельзя определить величину или время исполнения.
Резерв по отпускам создается: или на последнее число каждого месяца (каждую отчетную дату); или на последнее число каждого квартала; или только на 31 декабря каждого года.
Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения независимо от типа должны формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.
Среди основных направлений реформы, осуществляемой в Российской Федерации в приближении к принципам, закрепленным в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), следует отнести необходимость представления достоверных показателей и отражения всех статей отчетности по рыночной стоимости и включении в состав расходов организации предстоящих затрат равномерно.
Положения Инструкции. утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), не содержат прямого ответа на вопрос, обязательно ли формирование и отражение в учете и отчетности учреждений госсектора резервов предстоящих расходов.
Резервы для оплаты отпусков должны формироваться в любых учреждениях госсектора независимо от штатной численности. При этом порядок и периодичность расчета резерва учреждение вправе утвердить в учетной политике. Такой вывод можно сделать из разъяснений, данных в письме Минфина России от 20.06.2016 № 02-07-10/36122.
Сумма резерва, напротив, является оценочной величиной (неопределенной по размеру и (или) времени исполнения) и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести затраты (убытки).
Методика 3: по категориям работников
По мнению ученых Е. П. Поликарпова и Г. Н. Бакулина в отечественной методологии бухгалтерского учета понятие «резерв» нашло широкое применение, создав достаточно объемную классификацию. В которой каждый из их видов имеет свои особенности, цели, требования и порядок формирования и использования. В переводе с французского языка «reserve» означает «запас».
Положениями учетной политикой бюджетного учреждения может быть предусмотрено формирование резервов под иные виды обязательств.
Учреждение может разработать собственную детализацию расходных статей, но ее также следует утвердить в учетной политике учреждения. Бланк справки 2-НДФЛ на 2019 год — это документ, который необходим, чтобы отчитаться по итогам года перед Налоговой службой о доходах работников — физических лиц. Его же используют для выдачи сотрудникам, которые просят сведения о выплаченной заработной плате и перечисленном подоходном налоге. С 1 января 2020 года отчет надо сдавать по новым правилам.
Резерв в бухгалтерском учете и отчетности
Положения Инструкции N 157н не обязывают учреждение под сформированный резерв иметь остатки денежных средств на лицевом счете (счете в кредитной организации). Резервы формируются по методу начисления.
Кроме того, при формировании резервов предстоящих расходов соответствующие им отложенные обязательства учитываются на аналитическом счете 0 502 09 000 «Отложенные обязательства» (п. 319 Инструкции N 157н).
Затем доначислите средства в резерв в обычный срок в порядке, который установлен в учетной политике (ежемесячно, ежеквартально).
Формирование резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам) – КОСГУ 290.
МАУ «Петровская районная школа искусств» на 30 июня 2017 года начислило резервы предстоящих расходов на отпускные выплаты — 400 000 рублей и уплату страховых взносов — 120 000 рублей. Резервы были сформированы из средств, полученных от коммерческой деятельности.
Следовательно, работодателю целесообразно в рамках своей учетной политики в целях бухгалтерского учета определить «единый» день для начисления рассматриваемых обязательств перед работниками. Таким «единым» днем может быть, например, каждый последний день календарного месяца.
Но когда бухгалтер начинает работать с будущими периодами, предстоящими расходами, иллюзорность объектов и событий вносит путаницу. Такие участки учета требуют особого внимания.