Ответственность перевозчика за повреждение груза

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность перевозчика за повреждение груза». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Каждая современная транспортная компания в той или иной степени отвечает за полную сохранность перевозимого груза. Ответственность перевозчика за сохранность груза возлагается сразу после того, как товар был принят и сохраняется до тех пор, пока не будет выдан адресату.

Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).

Ответственность компании перевозчика за сохранность груза

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. Перевозчик, наряду с возмещением ущерба, вызванного повреждением груза, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счёте продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счёта или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.

Согласно п. 1 ст. 118 ВК перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т. п.) , составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Груз (багаж) считается утраченным в случаях, когда отсутствует информация о его гибели, однако он не был доставлен в пункт назначения в течение установленных транспортным законодательством сроков. Например, на внутреннем водном транспорте груз (багаж) считается утраченным, если не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки.

Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).

Фирма, перевозившая груз, может не компенсировать средства за потерю или порчу товара в ситуации, если докажет документами свою полную невиновность относительно претензии. Чтобы доказать полную невиновность, обязательно должны быть приведены случившиеся моменты и их определенные последствия, полностью избежать которых было совершенно невозможно.

Согласно п. 1 ст. 796 ГК перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (управомоченному им лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Другой комментарий к Ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации

Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется.

Наличие причинной связи между поведением лица и последовавшим за этим поведением вредоносным результатом является одним из необходимых условий, для того чтобы возложить на это лицо ответственность за данный вредоносный результат*(165).

В качестве дополнения степень ответственности, возложенной на фирму за полное нарушение правил перевозки или частичное сохранение перевозимого товара, регулируется законом в привязке к категории используемых автомобилей.

Правила об ответственности перевозчика за несохранность перевозимого груза предусматривают, однако, исключение. Оно состоит в том, что при автомобильных перевозках в случае использования перевозчиком каких-либо грузов, принятых к перевозке, для своих нужд он возмещает их стоимость в двойном размере*(168).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т. п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Под полной утратой будет пониматься отсутствие возможности его выдачи на руки получателю на протяжении в договоре обозначенных временных сроков. Материальная недостача – это частичное понесение утраты перевозимого груза, порча – это полное изменение общего качества товара, его основных химических характеристик, а повреждение – это небольшое изменение основных физических качеств товара.

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т. п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Под полной утратой будет пониматься отсутствие возможности его выдачи на руки получателю на протяжении в договоре обозначенных временных сроков. Материальная недостача – это частичное понесение утраты перевозимого груза, порча – это полное изменение общего качества товара, его основных химических характеристик, а повреждение – это небольшое изменение основных физических качеств товара.

Этим приемом законодатель предоставляет конкретизацию данных понятий транспортному законодательству. Комментируемая статья КВВТ РФ не содержит раскрытие данных терминов, вследствие чего представляется целесообразным раскрыть их здесь.

Задайте вопрос дежурному юристу,

Данное положение ГК об ответственности перевозчика за необеспечение сохранности перевозимого груза является общим правилом в отношении всех видов перевозки грузов различными видами транспорта.
Положения данной статьи (ст. 108 ТУЖД, ст. 107 УЖТ РФ) полностью корреспондируют нормам, содержащимся в ст. 796 (п. 1) ГК. Отличие состоит лишь в том, что ст. 108 ТУЖД (ст. 107 УЖТ РФ) предусматривает перечень конкретных обстоятельств, которые железная дорога обычно не в состоянии предотвратить и устранение которых, как правило, не зависит от перевозчика.

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (а равно и ответственность буксировщика за утрату или повреждение буксируемого объекта) является, как уже указывалось, одним из самых спорных вопросов в цивилистике и работах по транспортному праву (транспортное право как отрасль пока не сложилось, но в теории оно так называется).

В действительности основным принципом ответственности перевозчика за необеспечение сохранности перевозимого груза является принцип его ответственности независимо от вины, действующий при осуществлении предпринимательской деятельности.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Обязанность перевозчика по обеспечению сохранности груза (багажа) возникает с момента его передачи для перевозки и прекращается после выдачи уполномоченному на его получение лицу. Момент сдачи груза для перевозки и момент выдачи управомоченному лицу подтверждаются в установленном транспортными уставами и кодексами порядке.

Суд установил неформальный «приоритет» подписанных договоров перевозки над транспортной накладной. И в подобных ситуациях фактический исполнитель вправе требовать оплаты от первого перевозчика, но не от грузоотправителя (п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции от 20 декабря 2017 г.).

Некоторые авторы высказывают сомнение в необходимости разграничения понятий «порча» и «повреждение» груза*(167). Между тем это не однозначные понятия. Под порчей груза, по нашему мнению, следует понимать такое внутреннее изменение груза, которое препятствует использованию его по назначению, хотя он и может быть использован в какой-то мере его получателем.

Поэтому введение правила о повышенной ответственности перевозчика в этих случаях вполне оправданно. Что же касается вопроса о том, кто должен нести бремя доказывания факта использования груза транспортной организацией для своих нужд, то из высказанных на этот счет в юридической литературе двух противоположных точек зрения более правильной представляется точка зрения И.Н.

Работаю секретарем на 1 ставку в сельской средней школе, но мне не платят за работу в сельской местности, так как у меня сказали выдается не должностная , а рабочая инструкция . Это так?

На перевозчику лежит обязанность обеспечить сохранность груза при перевозке. Невыполнение этой обязанности влечет ответственность перевозчика, освобождается от ответственности только в случаях, когда несохранность груза явилось следствием обстоятельств, характеризующихся одновременно двумя признаками: 1) устранение этих обстоятельств не зависело от перевозчика.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. 3.

Согласно ч. З ст. 23 Закона «О железнодорожном транспорте» [23] перевозчик освобождается от ответственности за несохранность груза только в случаях несохранность груза вследствие обстоятельств, не зависящих от него, то есть в результате действия непреодолимой силы.

Ответственность перевозчика за утрату груза

Статья 998. Ответственность комиссионера за утрату, недостачу или повреждение имущества комитента 1. Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента.2.

Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Данное правило не содержит каких-либо отсылок к транспортным уставам и кодексам и тем самым не допускает с их стороны иного регулирования указанных правоотношений.

Как было указано выше, перевозчик (буксировщик) отвечает за несохранность груза или багажа (буксируемого объекта) на условиях ответственности за вину, которая презюмируется. Презюмировать — это утверждать что-либо верным, пока не доказано обратное.

Ответственность перевозчика по международным конвенциям

В ч. 2 ст. 924 ГК основание освобождения перевозчика от ответственности сформулирована косвенно при определении границ ответственности перевозчика. Поэтому эта формулировка не может применяться как такое, что противоречит специальному правилу ч. 1 ст. 924 ГК.

По общим правилам, перевозчик несет ответственность за сохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Отсутствие вины как основание освобождения перевозчика от ответственности предусмотрено только в ст. 166 КТМ.

Поэтому судебно-арбитражная практика не предъявляет такого рода требований к грузополучателям и грузоотправителям, обращающимся с соответствующими исками к перевозчикам.

Утрата груза — это полное разрушение, гибель груза, либо его отсутствие вообще. Утрата может произойти, например, вследствие аварии, пожара, стихийного явления.

Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *