Регулирование бухгалтерского учета в рф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регулирование бухгалтерского учета в рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, — сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Если мануфактурный учет организовывался на принципах двойной записи, то бюджетный учет стал совершенствоваться на базе простой бухгалтерии, рекомендованной органами государственного регулирования бухгалтерского учета.
ХУШ в. в России оценивается многими исследователями, как период становления бухгалтерского учета, однако его применение нс было распространено повсеместно. Вплоть до XIX в. сохранялись мануфактуры и торговые дома, которые не вели книг, не могли точно подсчитать финансовые результаты от своей деятельности.

Функции органов, регулирующих учет

В последние годы система нормативного регулирования и ведения бухгалтерского учета в России подверглась значительным изменениям, дополнениям и уточнениям.

Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

Учётные стандарты определяются в основном различными неправительственными профессиональными ассоциациями бухгалтеров.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на государственном уровне осуществляется Правительством Российской Федерации.

Нормативная база бухгалтерского учета: уровень 3

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

М.М. Сперанским (1772-1839 гг.) законопроекта «Ведение к уложению государственных законов», позволявшего приблизить правовые нормы России к потребностям рыночных отношений в соответствии с юридической системой стран Западной Европы (особенно Франции) и их учетного регулирования, не увенчалась успехом.

Бухгалтерский учет в Российской Федерации отвечает требованиям рыночной экономики и базируется на международных стандартах учета и отчетности. В соответствии с этим он регламентируется четырехуровневой системой нормативного регулирования бухгалтерского учета (рис.1).

Основным нормативным документом второго уровня является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н. Данный документ конкретизирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и занимает по своей значимости второе место.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:

  1. ФЗ «О бухучете».
  2. Положение по осуществлению бухучета.
  3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.
  4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Он представлен федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.

Руководитель несет персональную ответственность за полное и своевременное представление бухгалтерской отчетности.

Одни из утверждаемых нормативных актов обязательны к применению (законы, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

К нормативной базе бухгалтерского учета относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов; на основании которых составляется бизнес-план, ведется начисление в фонды, отчисление налогов и выполняются другие расчеты.

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

В соответствии со ст. 4 Закона 1996г. граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выведены из-под действия законодательства о бухгалтерском учете и обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством России.

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:

  • Правильного понимания и использования принятых стандартов.
  • Снижения трат на ведение бухучета.
  • Распределения прогрессивного ведения учета.
  • Применения новейших разработок в области бухучета.

В отличие от первой группы стран данная правовая система жестко и детально регламентирует правила ведения бухгалтерского учёта.

Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам.

Бухгалтерский учет и его продукт в виде финансовой отчетности в целом можно рассматривать как часть процесса коммуникаций.

Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Утверждены приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112, с изменениями 12 мая 1999 г.

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами. Утвержден приказом Минфина России от 28 ноября 1996 г.

Несмотря на сложности экономической деятельности, в стране усилилось понимание важности учетной информации, а обострение противоречий между рабочими и собственниками мануфактур привело к совершенствованию техники учетной регистрации.

Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом.

Система документов первых двух уровней составляет законодательную и нормативную базу ведения бухгалтерского учета.

Вторая цель ориентирована, в основном, на удовлетворение интересов внешних пользователей, для которых бухгалтерский учет формирует информацию о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации.

В настоящее время действует план счетов, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации, от 31.10.2000 №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в редакции от 08.11.2010 №142н).

В эго же время стали образовываться первые частные банки, количество которых только с 1864 но 1873 гг. выросло на 40 [73, с. 251], что свидетельствует о создании в стране разветвленной банковской системы.

Для каждого счета в Плане счетов приведены его наименование и номер в общей системе счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета обеспечивает перманентное согласование всех существующих учетных показателей хозяйственной деятельности с показателями существующей бухгалтерской отчетности.

Цель преобразований системы отечественного бухгалтерского учета — привести ее в соответствие с требованиями рыночной экономики, а информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, — с требованиями, установленными международными стандартами финансовой отчетности.

Следует отметить, тот факт, все документы третьего уровня обязательны к применению всеми хозяйствующими субъектами, которые ведут бухгалтерский учет, независимо от их организационно-правовой формы. При этом документы, инструкции, регламенты, приказы, разъяснения, относимые к третьему уровню регулирования бухгалтерской отчетности, имеют общий характер.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета в предприятиях различных форм собственности, видов деятельности, организационно-правовых форм.
Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.

Статья 3 Федерального закона о бухгалтерском учете определяет План счетов как «систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета». Согласно данному определению План счетов является особой схемой, позволяющей регистрировать и группировать операции в рамках ведения хозяйственной деятельности, а также относить их на счет бухгалтерского учета, используя принцип двойной записи.

Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Сущность системы нормативного регулирования бухгалтерского учета Нормативное регулирование бухгалтерского учета в различных странах. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России.

Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:

  • Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
  • Единство системы регулирования.
  • Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
  • Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
  • Создание условий для использования принятых стандартов.
  • Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *