Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Естественно правовая теория происхождения государства и права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Таким образом, можно сказать, что в эпоху средневековья естественное право рассматривалось как свод правил и принципов, которые существуют на протяжении многих лет, но не поддаются научному обоснованию. При этом Фома Аквинский говорил, что человеческие законы имеют силу только потому, что опираются на Божьи правила.
Часть теорий носят универсальный характер, т.е. объясняют причины происхождения одновременно и государства, и права. Некоторые теории раскрывают особенности происхождения либо государства, либо права.
Недостаток теории: увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин и условий, влияющих на процесс происхождения государственности.
Современные теории естественного права
Место и роль естественного права в общей системе права древнегреческими мыслителями определялись неодинаково. Одни авторы рассматривали его как неотъемлемую, причем равнозначную, составную часть всего права. Другие — как основу положительного права или как стоящее над ним и вступающее в силу лишь по временам, когда не действует установленное людьми положительное право.
У древнеримских юристов и философов под именем естественного права выступали то законы в научном смысле, то ядро положительного права, неизменно встречающееся в праве каждого народа.
Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.
Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения.
Позитивистская теория имеет три разновидности (три течения) в рамках общей концепции в зависимости от того, что является сущностным источником права — норма права, правоотношение или правосознание. В зависимости от этого выделяют нормативистскую, социологическую и психологическую школы права.
Василий Николаевич Татищев (1686-1750гг). Много времени посвятил самообразованию, в результате чего снискал известность одного из образованнейших офицеров своей эпохи. Известен своим фундаментальным трудом «История российская», а также рядом работ по географии, экономике, политике и просвещению. Теоретической базой взглядов В.Н.
Считается, что согласно этой теории возникли древнейшие государства мира — Египет, Индия, Китай, Месопотамия.
Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.
По их мнению, оно возникает в результате достижения договора между людьми, находившимися до этого в первобытном состоянии.
Значительную эволюцию Е.-п.т. претерпела в средние века. Сохраняя в основе своей прежние постулаты, среди которых на первом плане стояли вечность и неизменность природы человека, естественное право в то же время (особенно это проявилось в XIV-XVI вв.) в значительной мере ассоциировалось не с природным, а с божественным происхождением.
Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.
Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию.
Государство произошло в ходе насильственного порабощения. Одни племена и народы захватывали другие. Доказательства теории нашлись в историях появления многих государств. Представители – Е. Дюринг, К.
Естественное право во времена средневековья
В соответствии с данной теорией, государство – это продукт божественной воли. Поэтому при характеристике государственной власти, она признается вечной и зависимой в основном от религиозных организаций и деятелей. Соответственно каждый обязан подчиняться государю во всем. Социально-экономическое и правовое неравенство людей определяется божественной волей.
Божественное представление о природе права мы находим в некоторых древних памятниках права, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы и законы Ману, а также в мусульманском праве.
Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими.
Божественное представление о природе права мы находим в некоторых древних памятниках права, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы и законы Ману, а также в мусульманском праве.
Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими.
Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании.
Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
Бесспорным для них было и то, что естественное право признавалось действующим, обязательным и стоящим выше всякого другого, положительного и обычного права. Сомнения и споры возникали лишь по поводу того, как соотносится естественное право с божественным, сливается ли оно с ним или только сопоставляется.
Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.
Вместе с развитием человеческой мысли совершенствовалась и данная теория. В XVII — XVIII вв. она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи договорной теории в этот период поддерживались и развивались многими мыслителями и просветителями.
Сторонники договорной теории выступали прежде всего против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха производна не от божьего провидения, а от самих людей. Данный тезис, положенный в основу договорной теории происхождения государства и права, был наиболее ярко и обстоятельно развит П. Гольбахом (1723-1789) в его работе «Священная зараза.
В этом процессе законодательная деятельность является всего лишь просто последней стадией заключения народного духа в письменную форму законодательного акта.
Общепризнанной классификацией считается признание нескольких теорий. Основоположники каждого научного направления доказывают свою точку зрения и предлагают различные причины появления государства.
Государство – проявление психики человека. Люди выбирают лидера и подчиняются ему, создавая общности. Сторонники теории – З. Фрейд, Г.
Представители договорной теории происхождения государства берут за основу понятие «договор», который заключается между людьми. Продуктом общественного договора становится государство. Коллективное начало соединяло человека с другими, но всегда объединение строилось на основе договоренности о каких-то отношениях. Умения индивидов становились достоянием всей системы.
Суть теории естественного права начала разрабатываться еще в античном мире. В этот период начали разделять естественное и положительное право. Впервые появились суждения, что все законы, правила и общественные нормы (справедливость, честь, достоинство и т. д.) обязаны своим появлением установлению человека.
Недостаток теории: право должно обеспечиваться принудительной силой в целях его соблюдения, поэтому без государства оно будет лишь фикцией.
Особое место в этот период естественное право получило в произведениях Фомы Аквинского, который, в свою очередь, взял за основу работы Аристотеля. Фома Аквинский определял естественное право как нечто божественное, то есть то, что не поддается научному обоснованию. В то же время его теория была довольно запутанной.
Этот закон необходим по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде и Библия должна помочь им в этом[1].
Причина ее популярности объясняется тем, что законы нынешнего геологического и процерковного государства наделяются божественной силой. Это обеспечивает законам продуктивность, а правительству– мощь.
По их мнению, государство – естественным образом путем насилия возникшая организация властвования одной группы людей над другой. Насилие и подчинение являются базой для возникновения экономического господства.
Эта концепция существует много веков, но несмотря на это пользуется популярностью в современном обществе.
Космологическое естественное право — божественный миропорядок
То есть права идеализированные начали отделять от естественных, от тех, которые каждый человек имеет с самого рождения.
Софисты в своих учениях исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. Все, что называется «правом, или правдой», составляет результат соглашения людей, искусственное изобретение человеческого ума. Против подобного рода учений и взглядов софистов решительно выступали величайшие мыслители античности, греческие философы Сократ, Платон и Аристотель.
Государство, по Руссо, — «условная личность», жизнь которой заключается в союзе ее членов. Главной его заботой наряду с самосохранением является забота об общем благе, о благе всего общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право.
Они объясняют возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими характеристиками.
Последователи естественно-правовой концепции считали, что естественные права – это главные права по отношению к позитивному праву (законодательной базе, традициям, прецедентам), это права, включающие в себя разум и вечное правосудие.
Теория возрожденного естественного права основывается на делении права на естественное и позитивное, но при этом позитивное право закрепляет и защищает наиболее значимые естественные права человека (право на жизнь, неприкосновенность личности, свободу передвижения и др.), в случае возникновения противоречий приоритет отдается праву естественному.