Источники права социального обеспечения с примерами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Источники права социального обеспечения с примерами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основной Закон РФ — это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все попытки решить эту проблему на отраслевом уровне не нашли поддержки законодателя. Ни в одном кодифицированном отраслевом акте (ГК РФ, ТК РФ, УК РФ и др.), в котором по общему правилу определяется круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью права, а также правовые источники, их иерархия нет упоминания о роли и месте судебной практики.

от 15 до 25 лет — 0,8 тарифных ставки/должностных оклада;

Особое место среди них занимает основной закон государства, который называется Конституцией. Конституция Российской Федерации является базой для всего текущего законодательства в России. Действующая Конституция РФ примята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 г.
Следовательно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств, устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое.

Определить отраслевую принадлежность указанных отношений с помощью устоявшихся теоретических концепций не представляется возможным. Но очевидно, что они имеют частную, а не публичную природу. Необходимость исследования источников права социального обеспечения объективно обусловлена также утверждением принципов правового, социального государства, обеспечением прав и свобод человека и гражданина, что на практике часто весьма проблематично.

Источники права социального обеспечения.

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества; с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения.

На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе и в области социального обеспечения. Так, например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством Р Ф и Республикой Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г.

В отечественном праве социального обеспечения одним из главных способов внешнего выражения правовых предписаний (придания им обязательного характера) долгое время являлись нормативные правовые акты. Однако формирование в стране рыночной экономики коренным образом меняет материальные условия жизни общества, что напрямую отражается и на источниках права социального обеспечения.

Понятие «источник права» является многозначным. В юридическом смысле этим понятием обозначают «способ выражения государственной воли», способ, с помощью которого правилу поведения государственной властью придается общеобязательная сила.

В соответствии со ст.55 (п.2) Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Принципы и нормы международного права, касающиеся непосредственно социального обеспечения, закрепляются в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ). Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека, и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.

Итак, международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права можно считать составной частью правовой базы социального обеспечения. Они имеют преимущество перед национальными нормативными правовыми актами, если содержат иное регулирование социально-обеспечительных отношений.

от 0 до 15 лет — 0,5 тарифных ставки/должностных оклада;

Первое раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой закрепляющей в праве волю и интересы народа.

Спе­циальными нормами устанавливается льготное исчисление пе­риодов, засчитываемых в трудовой стаж, льготные основания пенсионного обеспечения.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами.

Иные нормативные правовые акты по социальному обеспече­нию имеют форму: указов Президента РФ, постановлений Пра­вительства РФ, правил, инструкций, приказов и других норма­тивных актов министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими.

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

Основной закон Российской Федерации – это Конституция РФ, которая была принята 12 декабря 1993 г. К конститутивным законам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991г. постановлением Верховного Совета РСФСР.

Конституции РФ декларирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Кроме того, в ряде статей Конституции РФ закреплены основные права граждан в сфере социального обеспечения.

В теории права коллективные договоры признаются нормативными договорами, содержащими общеобязательные правила поведения. Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 Трудового кодекса РФ 2001г.).

Существует ряд нормативных актов других министерств и ведомств. Министерства образования 1999 г. Положение «О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой».

Источники могут быть классифицированы и по субъектам отношений. Это акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих граждан.

В последние годы специалисты различных отраслей права развернули широкую полемику о признании судебного прецедента источником права, теоретическое и практическое значение которой не вызывает сомнений.

Наиболее распространенными являются договоры и соглашения России с иностранными государствами, заключаемые как в целом по вопросам социального обеспечения, так и по отдельным его видам.

Источники права социального обеспечения, как и других от­раслей права, принято классифицировать по следующим при­знакам: по юридической силе; по сфере их действия; по орга­нам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по правовым институтам.

Источники права социального обеспечения россии

Кодифицированным законом являются Основы законодатель­ства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93, содержащие нормы различных отраслей права, в том числе и права социаль­ного обеспечения.

На данном этапе развития социальной системы в Оренбургской области, приобретают значение локальные нормативные акты. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан в каждой конкретной организации, поскольку предусматривают дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также бывших работников.

С началом социальных реформ в России и формированием концепции современного права в юридической науке заметно возрос интерес к общим проблемам, связанным с источниками права, но особенно обострилась потребность в детальном, глубоком их изучении в праве социального обеспечения.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Отражая развитие отрасли, круг источников права социального обеспечения постоянно расширя­ется. В настоящее время в него входит не только собственно российское законодательство, но и ратифицированные РФ меж­дународно-правовые акты по вопросам социального обеспече­ния.

Выполняя поручение Губернатора области по усилению мер поддержки семей с детьми, в 2011 году был принят Закон Оренбургской области «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Оренбургской области». Этот закон значительно расширил возможности многодетных семей.

Важнейшей функцией современного государства является функция социальной защиты населения. В целях сохранения социальной стабильности государство выделяет на социальное обеспечение средства с учетом своих экономических возможностей и создает соответствующие государственные структуры.

Зная, что роль региональных актов постоянно возрастает, увеличивается и малообоснованная дифференциация социального обеспечения по территориальному признаку. Теперь огромная сфера социального обслуживания фактически прерогатива именно региональных властей, уровень гарантий и объем предоставления социальных услуг в которой напрямую зависит от возможностей бюджетов субъектов РФ.

Источники права социального обеспечения — структурно-логическая схема

Я считаю, что в одной стороны это хорошо, когда такие важные институты общества защищены как федеральным, так и региональным законодательством, но с другой стороны, а как же другие слабозащищенные слои населения?

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения бурно обновляется.

Первое раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой» закрепляющей в праве волю и интересы народа.

Нормы международных договоров имеют преимущественную силу перед российскими законами, если они содержат иные правила поведения.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее, что федеральные источники составляют основу законодательства о социальном обеспечении. На основе всей федеральной системе источников издают нормативные акты субъекты и муниципалитеты Российской Федерации.
Анализ юридической литературы показывает, что существует большое разнообразие видов источников права и не все они имеют одинаковую регулятивную роль.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *