Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы, рассматривающей вопросы полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.

Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа более 400 материалов проверок сообщений о преступлениях, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела за 2013 год и 1 квартал 2014 года.

Автором проведено анкетирование 360 работников органов прокуратуры из различных регионов (Санкт-Петербурга, Вологодской, Калининградской, Псковской, Мурманской, Московской, Новгородской областей, Республик Коми, Карелия, и других) Российской Федерации, по проблемным вопросам реализации процессуальных полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела.

Процессуальный статус прокурора в стадии возбуждения уголовного дела

Анализируется опыт зарубежных стран. Автор отмечает, что совершенствованию данного института в уголовном процессе России должна предшествовать реорганизация начальной стадии уголовного процесса.

В статье исследуется роль прокурора в стадии возбуждения уголовного дела. Анализируется опыт зарубежных стран. Автор отмечает, что совершенствованию данного института в уголовном процессе России должна предшествовать реорганизация начальной стадии уголовного процесса.

Однако у прокурора имеется полномочие по отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Вместе с тем, закон ограничил и самостоятельность следователя в решении вопроса об отказе в возбуждения уголовного дела.

Стадия возбуждения уголовного дела начинается с принятия сообщения о преступлении. В части 1 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) перечислены должностные лица, которые уполномочены проверять сообщения о преступлениях и принимать по ним соответствующие решения. Среди них не указан прокурор. На основании ст. 150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями СК РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно-процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела.

Кроме того, при разрешении затрагиваемых в диссертации проблем автор обращался к личному опыту следственной и прокурорской практики.

Дискуссия по проблеме процессуальных функций прокурора на досудебных стадиях ведется давно, не получила она завершение и после принятия в 2001 году Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Целью настоящей работы является изучение теоретических основ роли прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса и уголовно-процессуальной деятельности прокурора по обеспечению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом.

Очевидно такое перераспределение полномочий прокурорского надзора было вызвано нецелесообразностью совмещения в одном органе сразу нескольких функций. В этом проявляется провозглашенный в статье 2 Конституции Российской Федерации приоритет в правовой защите прав и свобод граждан.

В УПК РФ термин «регистрация» как элемент рассмотрения сообщения о преступлении не указан; о регистрации сообщения о преступлении речь идет лишь как о предмете прокурорского надзора вп.1 ч.2 ст. 37 УПК РФ, широко используется понятие и в ведомственных нормативных актах.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, согласно п. 31 ст. 5 УПК могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, кᴏᴛᴏᴩые участвуют в уголовном судопроизводстве.

В прокуратурах завести книги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, о возбуждении уголовного дела и материалов к ним, поступивших из следственных органов. Указывать в книгах дату и время их передачи прокурору или его заместителю.

Начинается стадия с момента получения и регистрации информации о преступлении, а завершается вынесением следователем, дознавателем или прокурором соответствующего постановления.

Обеспечить надлежащий надзор за законностью возбуждения следственными органами уголовных дел. Требовать своевременного направления прокурору копий постановлений о возбуждении уголовного дела.

Начинается стадия с момента получения и регистрации информации о преступлении, а завершается вынесением следователем, дознавателем или прокурором соответствующего постановления.

Тематическое направление (рубрика OECD), к которому относится данная публикация. Публикации этого направления рассматриваются в качестве референтной группы при расчете показателей «Нормализованная цитируемость по направлению» и «Дециль в рейтинге по направлению».

Возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления

Для ответа на вопрос о действенности прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела требуется анализ его полномочий, «оставленных» ему законодателем.
При этом такое постановление не предопределяет положительного решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Указанное постановление согласно ч. 1 ст. 140 УПК РФ является поводом для возбуждения уголовного дела наряду с другими источниками информации о преступлениях.

Показывает место данной публикации в рейтинге по показателю «Нормализованная цитируемость по направлению». Первый дециль соответствует попаданию в 10% лучших публикаций данного типа в данном направлении за все годы. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается.

Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам.

Багмет А. М. Место и роль принципа процессуальной самостоятельности следователя в уголовном процессе // Российская юстиция. — 2014. — N 5.

Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. От того, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан.
С. Кроткова, В.В. Самсонова, А.Г. Терлюка (2011 г.); В.Ф. Крюкова, Г.Д. Харебавы (2012 г.); Д.И. Ережипалиева, А.А. Терѐхина, Э.А. Хайруллиной (2013 г.).

Сделанные выводы базируются на положениях Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуальном законодательстве, законодательстве о прокуратуре, ведомственных нормативных актах, решениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации и др.

Этот надзор следует отличать от прокурорского надзора за всей деятельностью указанных органов. Так, при выполнении органами милиции административных функций объектом прокурорского надзора является точное исполнение законов должностными лицами органов милиции в сфере ее административной деятельности. Этот надзор осуществляется прокуратурой в порядке общего надзора.

Прокуратуры районов Курской области

На основе анализа результатов таких проверок совершенствовать методику прокурорского надзора в данной сфере.

В частности, изменения, внесенные в УПК РФ Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ , были направлены на конкретизацию порядка реализации прокурором своих надзорных полномочий. Так, ст. 37 УПК РФ дополнена ч. 2.1, согласно которой прокурор получил возможность ознакомления с материалами находящегося в производстве уголовного дела по мотивированному письменному запросу.

Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

На стадии возбуждения уголовного дела роль прокурора имеет особое значение, о чем свидетельствует спектр процессуальных, надзорных и организационно-распорядительных полномочий, которые предоставлены ему УПК РФ[1].

Ведь запоздалое начало процедуры уголовного преследования – это во многих случаях безвоз- 4 вратная утрата доказательств, либо истечение срока давности привлечения виновного к уголовной ответственности»1.

Несмотря на то, что в конце 2008 г. и в 2010 г. законодатель предпринял ряд мер, направленных на исправление недостатков правового регулирования деятельности прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, проблемы в практике правоприменения сохранились.

Сущность этой стадии заключается в установлении наличия либо отсутствия материально-правовых и процессуально-правовых предпосылок предварительного расследования. В этом случае прокурор выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа (п. 5.1 ч. 2 ст. 37, ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

Некоторые проблемные аспекты стадии возбуждения уголовного дела

Полагаем, что в настоящее время существует необходимость наделить прокурора правом осуществлять уголовное преследование и возбуждать уголовное дело.

В то же время это целый комплекс процессуальных действий (процессуальная деятельность), совершаемых уполномоченными должностными лицами на основании нормативных требований УПК РФ, связанных с принятием сообщений о преступлениях, проверкой содержащихся в них сведений и вынесением решения по существу поступившего сообщения.

Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.

Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение.

Уголовное судопроизводство в современной России

По своему назначению предварительное расследование является подготовительным этапом к рассмотрению уголовного дела в суде.

Одновременно произошли изменения законодательства, регулирующего полномочия прокурора в досудебном производстве.
С. Капинус, дела освещались Л.А. Воскобитовой, А.В. Капрановым, А.П. Кругликовым, П.Г. Марфициным, А.Б. Соловьевым, Л.Г. Татьяниной, А.А. Тушевым, М.Е. Токаревой, А.Г. Халиулиным, Г.П. Химичевой, О.В. Химичевой и другими учеными. Отдельные вопросы реализации полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела анализировались в кандидатских и докторских диссертациях: С.Н.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *