Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оценка показателей напряженности трудового процесса». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Так мощность внешней работы определяется величиной затраченной физической энергии. Чтобы ее рассчитать, вычисляют количество работы за единицу времени. Так как физическая работа предусматривает перемещение материалов или грузов на определенное расстояние, при ее подсчете учитывают подъем груза, его перемещение по горизонтали и опускание этого груза.
Методические указания предназначены для изучения методики оценки напряженности трудового процесса, условий труда по данному фактору на реальных рабочих местах.
Цель работы: получить представление об оценке напряженности трудового процесса при проведении аттестации рабочих мест.
Методика оценки напряженности трудового процесса
Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 22 показателя, перечисленные в таблице 4.11.9. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.
В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше — класс 3.3.
При этом регистрируется максимальная величина. Названный показатель можно определить по документам (технологический регламент). Для определения суммарной массы груза, перемещаемого в течение каждого часа, масса всех грузов суммируется.
Это позволяет провести классификацию трудовых процессов по тяжести и напряженности, что необходимо для решения вопросов регламентации труда, обоснования основных направлений его оздоровления, нормирования факторов окружающей среды, предоставления тех или иных льгот рабочим; может быть использовано при аттестации рабочих мест.
При характеристике тяжести труда учитывают:
- физическую динамическую нагрузку;
- поднимаемый груз;
- перемещаемый груз;
- общее число стереотипных движений;
- величину статической нагрузки;
- характер рабочей позы;
- глубину наклона туловища;
- частоту;
- передвижение в пространстве.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!
ПО ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ФАКТОРОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА. КРИТЕРИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА.
Критериальным с точки зрения различий между классами напряженности трудового процесса является установочная цель (или эталонная норма), которая принимается для сопоставления поступающей при работе информации с номинальными значениями, необходимыми для успешного хода рабочего процесса.
Результаты оценки напряженности трудового процесса часто вызывают множество вопросов и споров. Вместе с тем, при столь значительном распространении рабочих мест, имеющих класс вредности по напряженности, зарегистрированная профессиональная патология от воздействия напряженности практически полностью отсутствует.
В. Матюхин, Ю.П. Пальцев, Л.В. Походзей, Л.В. Прокопенко, Г.К. Радионова, Н.Б. Рубцова, В.В. Субботин, Г.А. Суворов, В.В. Ткачев, А.И. Халепо, Э.Ф. Шардакова, Г.Б. Штейнберг, О.И. Юшкова, Е.Г. Ямпольская. При участии: Онкологического научного центра РАМН — лаборатории профессионального рака (Е.Г. Дымова, Л.Г. Соленова), Ивановского НИИ охраны труда (Е.И. Ильина, Т.Н.
Если же умственный труд ограничить производственной деятельностью, оставив в стороне все формы исполнительского и творческого труда (общественные деятели, художники, ученые), можно условно выделить десять показателей, которые применяют для оценки напряженности труда. В их числе:
- степень напряжения внимания;
- темп работы;
- плотность воспринимаемых сигналов;
- плотность рабочей смены;
- напряженность анализаторных функций;
- интеллектуальное напряжение;
- степень эмоционального напряжения;
- монотонность работы;
- нагрузка на память;
- сменность труда.
При этом каждый работник должен получить полную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, необходимых средствах индивидуальной защиты, режимах труда и отдыха, медико — профилактических мероприятиях, мерах по сокращению времени контакта с вредным фактором.
Далее следует пример оценки. Описание рабочего дня укладчика. Оценка проводится на основании одной смены. Укладчик находится в позе стоя больше половины времени за рабочий период. Он перекладывает сыр со стола в лотки. Переносит их на расстояние не более полуметра. Берет по одному сыру, весом пол кг каждый (одноразовый подъем составляет 1 кг). Всего укладчик заполняет пятьсот лотков.
Пример. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители транспортных средств( более 75 % смены — класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51—75 %) установлено у врачей (класс 3.1).
Поза поддерживает тела в фиксированном положении. Она определяет психологический эффект, который входит в понятие комфорта. Чтобы оценить тяжесть труда, можно воспользоваться показателями, приведенными на рис. 1.
Напряженный труд 2 степени (класс 3.2) характеризует такую работу, которая происходит в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат. В качестве примера степени ответственности приведем работу врачей.
Поза поддерживает тела в фиксированном положении. Она определяет психологический эффект, который входит в понятие комфорта. Чтобы оценить тяжесть труда, можно воспользоваться показателями, приведенными на рис. 1.
Исследование данного показателя объективно требует проведения хронометрических наблюдений в течение нескольких рабочих смен. Однако на практике этого, как правило, не происходит. В реальности класс условий труда определяется, исходя из профессии. В то же время, существует еще и проблема в определении понятия «сосредоточенности».
Классификация труда по нагрузке
Подобное разделение труда (тяжелый или напряженный) условно, так как физический труд обязательно сопровождается нагрузкой на ЦНС, а интеллектуальная работа – мышечным компонентом (например, поддержание рабочей позы).
Характер выполняемой работы – это наиболее адекватный с точки зрения возможного негативного влияния на работника показатель, который, тем не менее, характеризует сразу несколько совершенно разных по сути процесса.
Мерой риска является вероятность наступления нежелательного события, которую с достаточной точностью можно выявить из статистических данных производственного травматизма на данном предприятии и аналогичных предприятиях отрасли.
Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв.
Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.
Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса // Руководство Р 2.2.2006-05.
Гигиенические критерии — это показатели, позволяющие оценить степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов. Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений.
Критериальным с точки зрения различий между классами напряженности трудового процесса является установочная цель (или эталонная норма). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов и телеграфистов и др. (класс 3.1).
Работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т. п.
Определенное время находится в фиксированной позе. Длительность сосредоточенного наблюдения может быть приравнена к продолжительности целого учебного дня. Фактическая продолжительность учебного дня в среднем 8 часов, деятельность односменная, сумма регламентированных перерывов составляет 30 минут.
Трудовой процесс также характеризуется напряженностью, которая показывает, насколько человек нагружен во время рабочего процесса и какой эмоциональный фон у него присутствует.
В настоящее время используются различные методы оценки тяжести труда, а также его напряженности. Для этого применяют определенное количество критериев и показателей. Как правило, выделяют четыре степени тяжести и напряженности трудовой деятельности.
Более 6 показателей относятся к классу 3.1, поэтому общая оценка напряженности труда мастера соответствует классу 3.2.
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работающего, в определённых условиях, приводит к заболеванию или снижению работоспособности и/или нарушению здоровья его потомства.
Эта характеристика труда предъявляет требования к объему внимания (от 4 до 8 не связанных объектов) и его распределению как способности одновременно сосредотачивать внимание на нескольких объектах или действиях.
При наличии двух или более вредных и опасных производственных факторов и факторов трудовой деятельности условия труда следует оценить по наиболее высокому классу и степени.
Эмоциональная нагрузка учителя для втэк
Данные о степени тяжести — значения показателей — и класс условий труда по каждому показателю тяжести трудового процесса на основании гигиенических критериев (см. Приложение Н) представлены в таблице 29.
Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонность, режим нагрузки.
При надлежащей организации труда введение регламентированных перерывов на отдых в счет рабочего времени способствует улучшению функционального состояния организма работника и обеспечивает высокую производительность его труда.
Например, лаборант химического анализа может работать по нескольким инструкциям, тогда как заведующий химлабораторией работает по одной должностной инструкции. Поэтому здесь следует обращать внимание на те случаи, когда общая инструкция, являясь формально единственной, содержит множество отдельных инструкций, и в этом случае оценивать деятельность как работу по серии инструкций.
Положение о Технологических регламентах
Класс 1 — ответственность за качество действий или операций, являющихся элементом трудового процесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется самим работающим на основе самоконтроля или внешнего, формального контроля по типу «правильно — не правильно».
В данном случае основная проблема состоит не столько в сложности оценки количества поступаемых и передаваемых сигналов за час работы (требует длительного наблюдения вследствие возможной неравномерности потока), сколько в самой характеристике сигнала, что не оценивается вообще. В данном случае основное значение может иметь информация о том, что считать единицей отсчета для одного сигнала.
Красник В.В. Управление электрохозяйством предприятий [Текст] : производственно-практ. пособие / В. В.