Инклюзивное образование в законе об образовании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инклюзивное образование в законе об образовании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Приказ Министерства образования инауки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.

В статье характеризуется развитие системы специальных школ и детских садов в нашей стране в направлении углубления дифференциации в соответствии с важным принципом современной отечественной педагогики – достижение максимально возможной индивидуализации обучения.

По данным минобрнауки, лишь 20% российских школ полностью готовы обеспечить обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных классах. Напомним, что в конце прошлого года родители были встревожены слухами о повальном закрытии коррекционных школ.

К вопросу об эффективности инклюзивного образования в России

В Законе об образовании (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Термин «инклюзия» в общем обозначает процесс включения, вовлечения или вхождения во что-то, как часть целого.

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.

Анна Юрьевна Горбунова согласилась прокомментировать современную ситуацию внедрения инклюзивного обучения в систему образования Новосибирской области, связанные с этим трудности и положительные стороны процесса.

Количество рассмотренных группами замечаний и предложений исчислялось тысячами. Были проведены парламентские слушания, на которых выступали представители регионов, профессиональных и других организаций. Общественная палата РФ провела общественную экспертизу нового закона.

Доля учащихся с проблемами здоровья от общего числа обучающихся в нашей стране составляет сейчас 3,4%. Это без малого полмиллиона человеческих судеб. А потому так важны итоги завершающейся Федеральной целевой программы «Доступная среда на 2011–2015 годы», а главное, то, что обещает нам такая же программа на 2016–2020-й.

Инклюзивное образование – новая тенденция, только развивающаяся и распространяющаяся в обществе. Как любое социальное явление, инклюзия имеет ряд положительных и отрицательных последствий, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.

Да, может быть, потому что в этой среде тоже есть дети с особыми образовательными потребностями, несмотря на то, что они имеют какой-то вариант нарушенного развития. Например, у ребенка комплексное нарушение (зрения и опорно-двигательного аппарата), а этот ребенок учится в школе для детей с нарушениями зрения. Поэтому у него есть особые образовательные потребности.

Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь постулирована на государственном уровне и обещает им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования (см.

Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России имеет почти 200-летнюю историю. 14 октября 1806 г. в городе Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 г. открыто образовательное учреждение для слепых детей.

Сегодня в сфере образования активно употребляются термины «ИУП» (индивидуальный учебный план), «адаптированная программа».

Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Но оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Но в определении этого понятия есть первоначальная фраза – «обеспечение равного доступа». Это означает, что перечень детей с ООП (особые образовательные потребности) большой и нужно им всем обеспечить равный доступ к образованию. Если есть какие-то барьеры в образовании, то нужно их преодолеть. Напрашивается вопрос: «Инклюзивное образование нужно и для одаренных детей?» Да, нужно.

Наиболее незащищенными среди россиян являются дети с ограниченными возможностями, а также лица с инвалидностью.

В замкнутом пространстве взаимодействуют абсолютно разные дети, из разной социальной среды, с разными возможностями и потребностями. Хотя в массовых школах уже довольно часто можно встретить детей с ограниченными возможностями и инвалидов, это явление всё ещё остаётся тем, в ответ на что может возникнуть агрессия.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.

Проблема совместности и терпимости требует особого внимания, так как она не решается дополнительными вложениями средств правительства – это что-то другое, человеческое. Процесс становления взаимоотношений между членами образовательного коллектива требует от них внимательности и вежливости. Люди должны уметь толерантно воспринимать других для комфортного сосуществования с ними в одной группе.

Очевидно, что организация инклюзивного образования расширяет права и перспективы не только детей с ОВЗ.

Мой университет

С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».

При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие.

Инклюзивное образование, как последовательное развитие гуманистических идей с одной стороны, и как успешный опыт работы с неограниченным разнообразием учащихся с другой стороны, известно в развитых странах уже более сорока лет.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования. Три подмосковных интерната — для слабовидящих, детей с интеллектуальными нарушениями и сирот — могут объединить. Местные власти уверяют, что слияние по сути административное: учителя и программы обучения останутся те же. Однако родители слабовидящих ребят им не доверяют. Их мнения никто не спрашивал, хотя должны были.

К этому времени во всех учреждениях для умственно отсталых детей (вспомогательных школах, приютах, учебно-воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей. Однако специальное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии стало развиваться только после 1918 г. Создаются школы для детей глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых.

Направление ребенка в специальное (коррекционное) учреждение пока осуществляется органами управления образования, а в интернат — органами социальной защиты населения только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Проблема создания доступной образовательной среды (инклюзивное образование)

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями.

В последнее время мы слышим много рассуждений об инклюзивном образовании. Сейчас образовательные учреждения находятся в процессе более активного привлечения в общую образовательную систему детей, характеризующихся рядом трудностей, барьеров в обучении и воспитании. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг.

Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ.

Антон теперь рядом Пятая часть школ готова принять особенных детей

Инклюзивное образование — это совместная программа воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, а также категорий детского населения, которые не имеют каких-либо проблем со здоровьем.

При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы.

Существуют инклюзивные ценности: все имеют право на равный доступ к образованию. Бывает, что дети обучаются совместно, а инклюзивной практики нет. Или в отдельной организации, где все дети с ОВЗ, инклюзивная практика может реализовываться, а может и нет. Таким образом, совместное и инклюзивное образование – это разные понятия. Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире.

Социальные барьеры не имеют внешнего, «архитектурного» выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами.

Примерами таких барьеров могут быть существующие профессиональные установки учителей общего и специального образования, негибкая система оценивания достижений учащихся, недостаточность существующей нормативно-правовой базы и т.д.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Исходя из этого в п. 2 ст. 3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования*.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране. Во многом это связано с беспрецедентным участием широких кругов профессионального сообщества и общественности в разработке данного закона.

Курс 1.15. Нарушение интеллекта (ОВЗ)

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.

Понятие «особые образовательные потребности» (ООП) стало частью культуры и образовательной политики в школах большинства стран Европы, в США и Канаде. Оно повлияло на различные аспекты школьного обучения.

В данном случае подобная программа образования требует от педагогов отдельного и более пристального внимания за ограниченными детьми.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *