Кто может являться учредителем казенного предприятия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто может являться учредителем казенного предприятия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На имущество унитарного предприятия учредитель получает ограниченное вещное право, что и позволяет говорить о наличии у него определенной имущественной обособленности — главного признака юридического лица.

Так как казенные предприятия не имеют своего имущества, учредители несут полную субсидиарную ответственность по их долгам, с унитарными предприятиями это не происходит (кроме случаев их банкротства). Объявить банкротство казенного предприятия не является возможным, чего нельзя сказать об унитарном, которое может стать банкротом.

Правовая ответственность казенных предприятий

Образование на базе ликвидированного предприятия казенной организации порождает появление правопреемства, согласно которому новое предприятие является прямым правопреемником старого. Это значит, что оно несет ответственность по всем его обязательствам, даже тем, которые возникли еще до наступления такого права.

Имущественный статус казенных предприятий похож на положение госбюджетных учреждений, но в отличие от них они не финансируются, а имеют самостоятельный баланс и получают доходы от результатов своей деятельности.

Предмет и цели деятельности такого предприятия определяет собственник имущества, он же осуществляет контроль достижения этих целей.

В казенном предприятии, согласно п. 3 ст. 12 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», уставный фонд не формируется. При этом, согласно п. 6 ст. 113 ГК РФ, собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Все с разрешения правительства

Имущество казенного предприятия считается неделимым. Оно не может распределяться по долям, паям (вкладам), в том числе между сотрудниками.

Казенные предприятия предназначены решать конкретные задачи, и создаются чаще всего на базе реорганизованных федеральных предприятий. В них сохраняются все нормы трудового законодательства, которые запрещают сокращать рабочие места, передавать имущество другим организациям, увольнять сотрудников и отказывать в приеме на работу работников реорганизованного предприятия.

Коммерческие организации, в том числе казенные предприятия, подпадают под действие Закона N 402-ФЗ <2> (см. пп. 1 п. 1 ст. 2 данного Закона).

Таким образом, без передачи имущества ограничена лишь степень ответственности казенного предприятия, однако это не мешает привлечь к субсидиарной ответственности собственника предприятия. Следовательно, возникновение правосубъектности не связано с моментом передачи имущества казенному предприятию.

В тех случаях, когда это право нарушено, предприятие может потребовать возмещения убытков, понесенных вследствие незаконного использования его фирменного наименования.

Получение в оперативное управление от собственника основных средств на основании Инструкции N 94н, а также разъяснений Минфина России (см. Например, в соответствии с п. 18 Правил создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 872) федеральные казенные предприятия должны перечислять в федеральный бюджет не более 25% чистой прибыли, остальные 75% направляются в резервный и иные фонды.

В подарок за регистрацию мы вышлем Вам нашу самую популярную книгу: «Расчет среднего заработка от отпускных до донорских» из серии «Библиотека журнала Главбух».

Что следует учитывать при заключении договора с казенным предприятием

В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СПС «Гарант».

Предприятие не вправе заключать договоры по приобретению товаров, работ или услуг без проведенных им закупочных процедур.

В казенном предприятии не формируется уставный фонд (п. 5 ст. 12 Закона N 161-ФЗ), при этом за счет чистой прибыли создаются резервные и иные фонды (ст. 16 Закона N 161-ФЗ).

Решения по вопросам согласования принимают лица, уполномоченные собственником имущества предприятия. Контрагенту предприятия нужно убедиться в том, что согласие дало уполномоченное лицо собственника имущества предприятия, иначе сделка (или сделки) может быть признана недействительной.

В казенном предприятии не формируется уставный фонд (п. 5 ст. 12 Закона N 161-ФЗ), при этом за счет чистой прибыли создаются резервные и иные фонды (ст. 16 Закона N 161-ФЗ).

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Учредитель — собственник не несет ответственности своим имуществом по долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к дополнительной ответственности по долгам предприятия, основанного на праве оперативного управления.

Государство является собственником всех видов имущества, находящегося во владении казенных предприятий.

В зависимости от принадлежности собственности, закрепленной за унитарным предприятием, различают государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Среди юрлиц, зарегистрированных и работающих в установленном законодательством порядке на территории РФ, есть субъекты, обладающие особым, специфическим юридическим статусом. К ним, в частности, относят казенные предприятия. Рассмотрим далее их специфику.

Казенные учреждения и предприятия имеют много общего. В первую очередь их объединяет отсутствие возможности распоряжаться (иметь в собственности) закрепленными за ними материальными ценностями. По своей сути казенное предприятие – это одна из форм реализации госвластью своих функций. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении учреждений.
Казенные предприятия предназначены заниматься производством ограниченно оборотоспособной продукции, связанной с военными нуждами, а также продукции для нужд федеральных и публичных организаций, обеспечения безопасности страны и ее стратегических интересов.

Вправе выступать учредителем некоммерческих организаций и в случаях, установленных законодательством, хозяйственных обществ.

Новое правило в ПБУ — возможность списывать расходы на МПЗ единовременно в полной сумме, а не постепенно по мере использования. Но поступать так можно, только если деятельность компании не предполагает существенных запасов.

В уставе казенного предприятия могут быть дополнительно предусмотрены виды и размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества предприятия.

Создавший такое предприятие единоличный учредитель (публичный собственник) сохраняет за собой право собственности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие как самостоятельное юридическое лицо в силу закона наделяется лишь определенным ограниченным вещным правом, по сути используя чужое имущество.

Законопроект «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений.

В изъятие из общего правила термин «предприятие» используется в современном гражданском праве России применительно как к субъектам, так и к объектам права.

Предприятие заключает контракт (в качестве заказчика) по результатам торгов, которые проводились в соответствии с Законом № 44-ФЗ в силу обязательного требования законодательства. Например, при необходимости провести обязательный аудит (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Закона N 161-ФЗ допускается увеличение размера уставного фонда, например, за счет дополнительно передаваемого собственником имущества.

Организации могут быть созданы в результате учреждения — принятия соответствующего решения учредителями, либо в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон 161-ФЗ).

Управление унитарными предприятиями

Об этом в свое время писал и Г.Ф. Шершеневич. «Предприятие как таковое является в жизни объектом сделок — оно не может быть одновременно субъектом.
Вопрос о целесообразности сохранения такой организационно-правовой формы, как унитарное предприятие, ставился и в Концепции развития гражданского законодательства о юридических лицах. Так, в п. 1.5 параграфа 2 подраздела 7 раздела 2 Концепции отмечалось, что наличие такого рода юридических лиц не соответствует основополагающим принципам правопорядка, основанного на рыночной организации хозяйства.

В отношении закрепленного за таким предприятием имущества оно может осуществлять права пользования, владения и распоряжения, но в тех пределах, которые установлены законами государства и которые соответствуют целям любой его деятельности и назначением такого имущества. Собственник имущества, которое закреплено за казенным унитарным предприятием, вправе распоряжаться им по своему усмотрению.

С 1 января 1995 г. и до вступления в силу ФЗ № 161 основы юридического статуса казенных предприятий регламентировались исключительно ГК. Это положение конкретизирует статья 6 (в п. 6) ФЗ № 52, вводившая в действие первую часть Кодекса.

Еще по теме 5.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия:

При его создании в 1999-м году генеральным директором был назначен Александр Ноздрачёв. РАВ осуществляло реализацию государственной политики, а также контрольные и надзорные функции за предприятиями, работающими в сфере обычных вооружений, включая научные исследования, разработку, модернизацию, утилизацию вооружения и боеприпасов к нему.

Передача имущества казны муниципальному казенному предприятию на праве оперативного управления отражается в бюджетном учете с применением счета 1 401 20 280 «Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера организациям».

Предприятие заключает контракт (в качестве заказчика) по результатам торгов, которые проводились в соответствии с Законом № 44-ФЗ в связи с тем, что на момент заключения контракта предприятие не утвердило и не опубликовало Положение о закупке (ч. 4 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *