Объективная необходимость разграничения доходов между бюджетами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объективная необходимость разграничения доходов между бюджетами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Принцип равенства бюджетных прав проявляется в существовании единых методик распределения доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы.

В Российской Федерации основы разграничения полномочий по расходам между федеральным центром и субъектами Федерации содержатся в Конституции Российской Федерации, где определены предметы ведения Российской Федерации (ст. 71) и предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72).

Еще по теме Межбюджетные отношения [15] [16]:

В случае передачи в местные бюджеты налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, соответствующие нормативы (сверх уровня, установленного БК РФ) должны быть стабильны и едины для всех муниципальных образований соответствующего субъекта РФ.

Говоря о тезисе «один налог – один бюджет» или о необходимости приведения расходных обязательств уровней бюджетной системы в соответствие с доходными полномочиями, надо учитывать, что в составе расходных обязательств бюджетов должны присутствовать обязательства по финансированию горизонтального выравнивания.

Задачи, поставленные в Программе, можно условно разделить на 5 частей, хотя важно отметить, что ни одно из указанных положений не принесёт указанного результата без комплексного выполнения предусмотренных программой мер. Проблемы бюджетной политики имеют сложный состав и находятся в глубокой взаимосвязи со всем спектром финансово-экономических, социальных и политических составляющих жизни страны. Необходимо отметить, что финансовое обеспечение расходных обязательств, возникающих в связи с передачей органам власти и управления дополнительных полномочий осуществляется за счет бюджета передающего органа власти в форме субвенций (тест 2.5.).

Понятие и принципы межбюджетных отношений

Однако, многие особенности становления и развития системы разграничения доходов между уровнями бюджетной системы в условиях экономики переходного периода не получили еще должного рассмотрения.

Наделение дополнительными полномочиями осуществляется только в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, договором или соглашением, заключенным между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления).

Г.Б. Поляк отмечает, что в ходе развития бюджетной системы России имели место две модели распределения доходов между звеньями бюджетной системы: горизонтальная и веерная.

Регулирование бюджетных правоотношений в аспекте межбюджетных отношений предполагает функционирование отношений: а) с таким объектом, как бюджетные средства, которые подлежат распределению (дотации, межбюджетные трансферты и др.).

Стратегия реформирования системы разграничения доходов в Российской Федерации

Б К РФ определяет только межбюджетные отношения как отношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Определения таких категорий, как бюджетное и межбюджетное регулирование, в БК РФ отсутствуют.

Веерная (наряду с закреплением собственных налогов используется механизм долевых отчислений в территориальные бюджеты от общегосударственных доходов и налогов (закрепленные и регулирующие доходы)).

Однако для их правильного понимания необходимо обращаться к законодательству, определяющему порядок разграничения предметов ведения и полномочий между различными публично-правовыми образованиями.

Основным вопросом (проблемой) является разграничение налоговых полномочий между Федерацией и субфедеральными единицами.

Если названные методы оказались недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются методы оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции или субсидии.

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение.

Таким образом, вопросы, связанные с разграничением расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются Бюджетным кодексом РФ.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено.

Таким образом, вопросы, связанные с разграничением расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются Бюджетным кодексом РФ.

Глава: Вопрос 30: Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: необходимость, методы, нормативно-правовое обеспечение..

Одним из главных достоинств Программы является то, что реформирование бюджетной системы планировалось проводить на основе реальных тенденций, наблюдаемых сегодня в области общественных финансов, а не только чисто теоретических позиций, что даёт надежду на её действительную эффективность и востребованность.
Следовательно, закрепление за региональными бюджетами налоговых доходов имеет то преимущество перед дотациями, что стимулирует собственные налоговые усилия региональных и местных властей. Сторонники такого подхода в настоящее время предлагают ликвидировать регулирующие налоги как таковые и повысить роль собственных налоговых доходов в доходной базе региональных бюджетов.

Цель вертикального межбюджетного регулирования состоит в создании условий сбалансированности и достаточной наполняемости бюджетов за счет собственных доходов независимо от их уровня.

Однако, подводя итоги выполнения решений предыдущего документа, нельзя достаточно корректно оценить, какие же цели этого документа достигнуты. Вместо укрепления бюджетной системы мы имеем увеличение количества регионов-реципиентов. Вместо самостоятельности бюджетов обеспечиваем перетягивание налоговых ресурсов в федеральный центр, нарушая тем самым ст. 48 Бюджетного кодекса.

Бюджетным кодексом РФ к числу основных принципов организации бюджетной системы отнесены принцип разграничения доходов и расходов и принцип самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации.

Кроме того, сохраняется сложность во взаимоотношениях разных видов местных бюджетов, возникающая из неопределенности правового статуса разных видов муниципальных образований — районов, городов, сел и поселков. Проводимая в настоящее время реформа местного самоуправления предполагает введение единообразной двухуровневой системы организации органов местного самоуправления.
Поэтому, несмотря на многочисленность публикаций, появившихся в последнее время в периодической печати, теоретическая концепция разграничения доходов не является завершенной, что предполагает необходимость-продожения, углубления и детализации исследований в этом направлении.

Иначе и не может быть, поскольку само бюджетное регулирование объективно существует, отменить его невозможно, так же, как и его инструментарий.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

Разграничение и распределение доходов между уровнями бюджетной системы РФ

В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.

Однако, обеспечение финансовой самостоятельности территорий означает не только распределение ответственности между уровнями бюджетной системы по самостоятельному осуществлению определенных видов расходов, но и обеспечение реальных возможностей получения источников доходов.

Наделение полномочиями должно подтверждаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Он препятствует необоснованной концентрации доходов или расходов бюджетов на каком-либо одном уровне бюджетной системы.

Разграничение доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации

Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и региональным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Основу механизма бюджетного регулирования, с помощью которого федеральные, региональные и местные органы власти выполняют свои полномочия, составляет правовое закрепление определенного порядка финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу.

Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Содержание и формы организации межбюджетных отношений

Разграничение расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Разграничение доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

Указанное определение правильно отражает субъектный состав данных отношений. Их сторонами являются Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования, ибо именно они являются собственниками средств соответствующих бюджетов.

Данные цели развития межбюджетных отношений сформулированы на основании того, что Россия имеет федеративное государственное устройство и в ее состав входит большое число субъектов Федерации, которые различаются по территории, уровню социально-экономического развития, запасам полезных ископаемых и численности населения. Поэтому необходима сбалансированность бюджетов разных уровней (рис. 4.1).

Создание новой модели российской экономики, ее сложное положение, возрастающая острота вопросов межбюджетных отношений, несбалансированность даже минимально необходимых расходов большинства территорий предполагают изменение системы бюджетного регулирования, совершенствование методов и способов воздействия на экономические и социальные процессы.

В БК РФ используется понятие «бюджетное выравнивание», которое необходимо рассматривать как часть бюджетного регулирования.

При этом должны раздельно устанавливаться единые нормативы для всех поселений и единые нормативы для всех муниципальных районов субъекта РФ; нормативы отчислений в бюджеты городских округов субъекта РФ определяются как сумма нормативов.
Однако действующее законодательство не обеспечивает решение этих задач, что негативно сказывается на выпонении органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций, ведет к потенциальной несбалансированности бюджетной системы, снижает эффективность использования бюджетных средств и тем самым подрывает предпосыки для устойчивого экономического роста.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *