Должностное лицо в уголовном праве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностное лицо в уголовном праве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Одной из гарантий успешного функционирования государства и гражданского общества является надлежащее создание условий эффективной деятельности государственного аппарата власти и органов управления, а также органов местного самоуправления.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил,что не являются должностными лица, выполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности ( врачи, педагоги, адвокаты и т.д.).

Общая характеристика понятия «должностное лицо» поУКРФ1996г

Административной ответственности согласно ст. 2.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностное лицо в зависимости от существа административного отношения вправе осуществлять вверенные ему права и обязанности либо воздерживаться от таких действий.

Например, представитель власти – работник милиции имеет право в определенных случаях проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан.

Потребность в разрешении данной проблемы обусловлена тем, что субъектом должностного преступления может быть должностное лицо при выполнении им организационно-распорядительных или административно-хозяйственных, а не профессиональных или производственных функций. Необходимость разграничения тех и других названных функций констатируется в ряде трудов по теории отечественного уголовного права. К ним, в частности, относятся: Президент РФ, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, Генеральный прокурор РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ и др.

Должностное лицо согласно УК РФ

Должностное лицо вправе устанавливать и изменять права и обязанности, что и приводит к возникновению или прекращению административных отношений в сферах государственной, муниципальной или частноправовой деятельности.

Если же преподаватель выставил оценку «неудовлетворительно» на курсовом экзамене, то студент имеет право ещё на пересдачи, а в конечном счёте его судьбу решает декан или ректор вуза.

Должностное лицо может выполнять организационно-распорядительные функции, которые заключаются в руководстве деятельностью организаций, коллективов.

Проблемы установления и реализации ответственности государства, муниципальных образований, налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц за нарушение налогового законодательства.

Должностное лицо согласно КоАП

В «особой части» российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц — это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан.

Такими лицами могут быть заведующие базами, складами, хозяйствами, начальники финансовых служб государственных или муниципальных органов и учреждений и т.д.

Властными полномочиями могут быть наделены не только государственные служащие. Например, присяжные заседатели.

Есть мнение, что применительно к гражданско-правовой ответственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возможно использование дефиниций понятия «должностное лицо», которые содержатся в приведенных выше актах.

Право на обжалование действий, бездействия и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, является продолжением и конкретизацией принципа охраны прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК РФ). В нем реализованы нормы Конституции РФ, устанавливающие право…

Во-вторых, имеется несогласованность в судебной практике по уголовным делам по вопросу допущения или же нет опосредованного (косвенного) владения акциями для целей привлечения лиц в соответствующих обществах к уголовной ответственности как должностных. Авторы пытаются примирить корпоративное и уголовное законодательство по этому вопросу.

Это преступления лиц, которые вследствие официально предоставленных им властными структурами полномочий по управлению (в широком смысле этого термина, включающего деятельность законодательную, исполнительно-распорядительную, надзорную и судебную) находятся в особом положении по отношению как к органам, предоставляющим им эти полномочия, так и к гражданам, подчиненным управлению.

Отношение людей к абортам, разводам и добрачному сексу — ценностям индивидуального выбора — зависит от уровня образования, возраста, степени религиозности и социального статуса. Это действительно так для многих стран мира, включая Европу и США, но не работает на постсоветском пространстве.

Это преступления лиц, которые вследствие официально предоставленных им властными структурами полномочий по управлению (в широком смысле этого термина, включающего деятельность законодательную, исполнительно-распорядительную, надзорную и судебную) находятся в особом положении по отношению как к органам, предоставляющим им эти полномочия, так и к гражданам, подчиненным управлению.

Лица, занимающие высокие посты в дочерних структурах госкомпаний, не попадают под статьи Уголовного кодекса, наказывающие за злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность. А значит, предъявлять претензии к ним можно только как к обычным бизнесменам. Но ведь такие начальники наносят ущерб обществу и государству. А спрос с них — как с неумелых частников.

Уголовно-процессуальное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Данное определение позволяет выделить три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным: 1) характер выполняемых лицом функций, т.е. полномочий и обязанностей; 2) правовое основание наделения его этими функциями; 3) круг органов, учреждений и организаций, в которых работает (служит) данное лицо.

Указанный в законе характер выполняемых должностным лицом функций позволяет однозначно определить круг лиц, признаваемых должностными, и исключить из него иных лиц, хотя и занятых на работе (службе) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, но выполняющих иные, технические функции.

Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

В теории отечественного уголовного права на определении понятия должностного лица как субъекта должностного преступления, особенно применительно к УК РСФСР 1960 г., акцентировалось внимание в ряде научных трудов, специально посвященных проблемам ответственности за должностные преступления.

Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции.

Такими функциями наделяются начальники хозяйственных служб и их заместители, зав. складами и магазинами и др. В 1984 г. в Москве В. Алябин принял обязанности директора магазина от своего сына по его устному распоряжению. К обязанностям относился халатно, не смотрел за подчинёнными, которые этим пользовались и совершали хищения имущества. Алябин не был привлечён к уголовной отвественности именно потому, что приказ о замещении им обязанностей директора не издавался.

В законодательстве не содержится единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права. Однако определенные акты все же содержат дефиницию данной правовой категории. В Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об административных правонарушениях приводится толкование понятия должностного лица.

Это же относится и к случаям причинения вреда работниками государственных органов и органов местного самоуправления, не обладающими властными функциями вне этих органов (например, начальник охраны министерства или ведомства, завхоз управления), либо не являющимися должностными лицами (например, водитель служебного автомобиля).

Таким образом, нормы гражданского законодательства, касающиеся рассматриваемого вопроса, нуждаются в собственном определении должностного лица, так как здесь неприменимо определение этого понятия, приведенное в законодательстве отраслей публичного права.

Тем не менее, государственная служба подразумевает работу по управлению государством и обществом. Особенностями государственной деятельности являются: ее властный, управленческий и принудительный характер. Преступления, лишенные вышеперечисленных особенностей, не являются «преступлениями общественного положения». Наумов А.В. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. — М: Юристъ, 1999.-864с.Рарога А.И.

Определенной спецификой обладает выполнение должностными лицами организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

К признанию некоторых лиц представителями власти следует подходить дифференцировано. Так, рядовой милиционер, осуществляя функции власти по отношению к отдельным гражданам, обладает правом отдавать распоряжения или совершать действия, имеющие юридическое значение. В этом случае он — возможный субъект должностных преступлений.

Статья посвящена слабо исследованному вопросу об определении должностного лица в соответствии с УК РФ. Начиная с 2015 г., более суровая уголовная ответственность предусмотрена для тех лиц, кто занимает соответствующее положение в акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Тем не менее, имеются серьёзные проблемы в применении этой нормы.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах РФ.

Исходное и в то же время центральное место среди субъектов служебных преступлений принадлежит должностному лицу. Статья 201, которая сейчас применяется к представителям дочерних структур, находится в главе 23 УК «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Она распространяется на частные структуры, соответственно, подходы здесь мягче.

Сколько дают за взятку должностному лицу

Так, сотрудники налоговой полиции, таможенных органов выступают как представители власти лишь в рамках отношений, возникающих при выполнении возложенных на них задач; судебные приставы действуют как представители власти, когда исполняют решения суда по различного рода взысканиям.
Законные распоряжения представителя власти, обусловленные предоставленными ему полномочиями, обязательны для исполнения. Обязательность исполнения законных распоряжений представителя власти обеспечивается авторитетом государственного органа власти, от имени которого он действует. В предусмотренных законом случаях деятельность представителя власти может быть подкреплена принудительным воздействием.

Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК).

Так, по специальному полномочию действуют народные и присяжные заседатели. По специальному полномочию возможно разовое выполнение соответствующих функций.

В этой связи представляется важным определение соотношения названных словосочетания и терминов. В юридической литературе отмечается, что «как в законе, так и на практике различий между функциями и обязанностями нет. Оба понятия рассматриваются как идентичные.

Есть такой правовой нюанс: если преступление в частной сфере, то должен быть пострадавший, и без его заявления дело не начнется. В данном случае пострадавшими являются материнские структуры: собственно госкомпании. А они порой не заинтересованы в широкой огласке.
В теории уголовного права обоснованно подвергается сомнению ( И. М. Мацкевич) целесообразность существенного изменения в УК РФ 1996 г., который отнёс военнослужащих к должностным лицам «общего» характера и исключил из кодекса составы воинских преступлений, связанные со спецификой должностного положения военнослужащих и выполняемых ими функций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *