Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблематика философии права предмет философии права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Философию права можно считать частью социальной философии. Вместе с тем, к философскому осмыслению права имеют отношение и все остальные разделы философского знания (онтология, теория познания, этика, история философии).
В силу отмеченных обстоятельств может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая – юристами. В соответствие с этим предположением некоторые исследователи даже предлагают различать философию права в широком смысле слова и философию права в узком смысле слова.
Лекции по философии права — файл 1.doc
Все это определяет основополагающее место и значение философии права в системе юридических и других гуманитарных наук и учебных дисциплин, объектами изучения и освещения которых являются право и государство. Показательно в данной связи и то большое внимание, которое вот уже на протяжении многих столетий уделяется в западных университетах преподаванию философии права.
В чем состоят мировоззренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки правового объективизма?
Само по себе позитивное право не является предметом философии права. Позитивное право интересует философию права лишь в соотнесении с естественным правом, с позиции которого оценивается действующее право. В данном случае естественное право, оценивая позитивное право, играет роль как бы «права в праве».
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА, ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
Эта позиция, конечно, не соответствует природе и требованиям разума, ориентированного не на мнения и авторитеты, а на истинное, теоретически, философски осмысленное знание о соответствующем объекте, в данном случае — о праве.
Таким образом, философия права – это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.
В целом ее можно охарактеризовать как юридический позитивизм. В 90-ее гг. ХХ века философия права вновь возвращается в российскую науку и высшее образование.
Философия права ставит перед собой важную задачу — философски осмыслить право. Она является древней наукой имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля философия права достигла особого развития в Западной Европе в 17-18 вв., но особенно она бурно развивается во второй половине 20 в.
1. Предмет философии права
С точки зрения позитивного права, вся истина о праве дана в самом позитивном праве, под которым имеются в виду все властно признанные источники действующего права (законы,/подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т. д.), все официальные установления, наделенные законной силой, т. е. обобщенно говоря, — закон.
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Санкт-Петербург.
Важно подчеркнуть, что в философии права исследуется не только бытие права в обществе, но и философские концепции государства. Дело в том, что право не существует без государства. Государство устанавливает и защищает право, а также является правовой формой организации публичной власти в цивилизованном обществе.
Чтобы попытаться дать точное определение, я попытался выявить основные проблемы, которые рассматривает философия права.
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ
На основе этой идеальной правовой нормы и происходит оценка философией права существующей правовой реальности.
Обширно популярное понятие «философия права», оно связано с похожей работой Г. В. Ф. Гегеля – «Философия права» (1820), которая повлияла на дальнейшие труды научных работников и не потеряла собственного смысла до наших дней. Понятие «естественное право», как обозначение (согласно античной традиции) философско-правового расклада, сохраняется и до сих пор.
При критическом анализе права как социального явления философы ищут истинное знание о праве. Для этого в философии права осуществляется различение права и закона как различение должного и сущего. Исторически сложились различные варианты обозначения права в философских учениях: естественное право, божественное право, справедливость.
Обширно популярное понятие «философия права», оно связано с похожей работой Г. В. Ф. Гегеля – «Философия права» (1820), которая повлияла на дальнейшие труды научных работников и не потеряла собственного смысла до наших дней. Понятие «естественное право», как обозначение (согласно античной традиции) философско-правового расклада, сохраняется и до сих пор.
Право понимается юристами как совокупность принудительных предписаний, как система обязательных для исполнения правил поведения, установленных государством. Юристы полагают, что настоящая наука о праве должна описывать существующие правовые нормы, а не заниматься поисками спекулятивной природы права или метафизических представлений о сущности права.
Статьи размещенные на нашем сайте носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов.
Каково соотношение права и других социальных норм? Почему именно нормы права, а не нравственные, моральные или религиозные нормы обеспечиваются возможностью принуждения? В чем ценность права? Справедливо ли право и в чем состоит справедливость права? Всякий ли закон является правом или возможно правонарушающее, антиправовое законодательство, произвол в форме закона?
Поэтому её, несомненно, интересуют вопросы и о том, как связано право с такими феноменами, как власть, общество, мораль, человек; каковы сущностные характеристики права; как познается правовая реальность и правовые события.
Но вне сферы юридико-аналитического подхода к позитивному праву (т. е. того, что традиционно именуется «юридической догматикой») остается целый ряд проблем общетеоретического, философского профиля, которые входят в предметную область философии права.
Философские проблемы права. Специфика философских проблем правовой деятельности
Официально-властный авторитет, которым установлено позитивное право, — это, конечно, существенный факт, значимый не только для практики, но и для любой теории. И с этим обстоятельством считается не только юридическая догматика, но и любая философия права.
Философско-правовая проблематика шире познавательных, методологических и иных возможностей юридической науки. Тем более философия права несводима к гносеологии или культурологии. Это самостоятельная философская дисциплина, составная часть общей философии.
Первый – философский путь решения проблемы. Второй – это накопленный опыт решения практических проблем права.
Истина утверждается в положительном праве, которое понимается, как авторитетные источники действующего права (законы, постановления, санкционированное общее право, прецеденты и т. д.), а также официальные установления, наделенные законной силой. Такой подход сводит право к положительному праву, т.е. сравнивает право и закон.
Учебник история философии 31.01.20
Из сказанного выше следует, что проблема заключается в том, что различия соотношения права и закона (совпадения или несовпадения), что имеет определенное значение понимания права и обозначения области философии права.
Право имеет свои причины возникновения и свои условия развития. Их исследует теория права. Это ее прерогатива. Но существуют еще и причины причин в форме предельных оснований бытия права. Демонстрируя онтологический, социокультурный, антропологический и экзистенциальный характер, эти основания и составляют общий предмет философии права.
Благодаря им происходит «оформление» и «упорядочивание» нормативной системы и понятийного аппарата правоведения в целом.
Это может сделать только та философия права, которая сохраняет преемственность по отношению к прошлому и находится в постоянном развитии.
10.1. Предмет и задачи философии права
В современной философии права есть несколько точек зрения на предмет философии права. Например, в учебнике «Философия права» В. С. Нерсесянц заявляет, что предметом философии права является смысл права, его сущность и понятие. В. П. Малахов в качестве предмета философии права рассматривает правосознание. Для Д. А.
Философия исследует ту реальность, которая не является прерогативой естественных, социальных и гуманитарных наук. Это область предельных оснований бытия мира, изучение которой позволяет выявить наиболее общие законы развития мира и принять во внимание их функционирование в процессе человеческой жизнедеятельности.
С позиции здравого смысла такая точка зрения подтверждается аналогией с другими философскими приложениями. Например, философия медицины — это философия, а не медицина; философская антропология — этот философия, а не антропология; философия истории — это философия, а не история и т.д. К рассмотренной проблематике философии права примыкает ее мировоззренческая функция, связанная с формированием «правовой картины мира», то есть современным социокультурной и исторической ситуации социума правосознанием. Именно философия как мировоззрение обусловливает, например, предпочтение естественноправовой ориентации теоретика права, а не позитивистской или социологической.
Если теория права довольствуется объяснением, согласно которому основу права составляет слагаемая воля в лице института государства, то философия права, обращаясь к онтологическим основаниям права и рассматривая иные его дискурсы, не только размышляет над тем, что движет волей государства, но и находит другие причины возникновения, становления и развития права.
Поскольку онтологические основания права представлены такими ключевыми ценностями, как жизнь, воля и свобода, формальное равенство и справедливость, которые подвержены изменениям, а социокультурный и антропологические дискурсы демонстрируют каждый раз новое качество права в условиях новой исторической эпохи, то философия права каждый раз имеет дело с новым правовым пространством.
Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.
Такой подход к праву, сводящий право вообще к позитивному праву, т. е. отождествляющий право и закон, характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма и легизма (от lex — закон). Здесь, следовательно, истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и позицией официально-властного установителя позитивного права.
С этой точки зрения она является теоретическим фундаментом для создания позитивного права и науки о позитивном праве. Под философией права здесь подразумевается наука, разъясняющая в «последней инстанции» значение правовых принципов и смысл правовых норм.
Это связано с тем, что у юриспруденции, как справедливо замечает В.П. Малахов, не собственной методологии, она формируется из применения всеобщих и общенаучных методов применительно к исследованию права.
Многие проблемы, концепции, направление всё ещё плохо известны в нашей стране и практически не описаны и не проанализированы в отечественной литературе. Сегодня подходы российских исследователей к пониманию предмета и метода философии права, специфики философско-правовой рефлексии, места философии права в системе наук, к определению её основных вопросов и функций и т.д. далеко не однозначны.